У вас товар, у нас купец

Татьяна Текутьева, фото Александра Мирзаханова

Старая эта история. Ей больше века. В 1913 году написал  композитор Узеир Гаджибеков, основоположник азербайджанского профессионального музыкального искусства, музыкальную комедию «Аршин мал алан». И до сих пор она не забыта. В очередной раз нашла воплощение на сцене Оренбургского татарского драматического театра имени М.Файзи.

Что же в ней такого? Ведь сюжет, казалось бы, уже не соответствует действительности. Ну, где в наше время та чадра, которая не позволяла потенциальному жениху увидеть девушку? Ни одна нынешняя Гюльчатай ( во всяком случае на постсоветском пространстве) личико не закрывает. Так-то оно так.  Да разве  мало авторитарных родителей, желающих устроить брак детей по собственному разумению?!  (По-русски это звучит следующим образом: у вас товар, у нас купец). Вот почему можно считать, что заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан  Ренат Аюпов поставил спектакль не просто о любви, а о свободе выбора.

В доме Султанбека три невесты. Да и сам он готов к роли жениха

Ну не желает Аскер, молодой, богатый, преуспевающий, жениться на засекреченной девице. Весьма здраво рассуждает герой Ильдара Байменова, и выход находит остроумный: под видом бродячего торговца познакомиться с рынком невест. Ему очень быстро везет и попадается подходящий объект в подходящем доме – Гульчехра. Элиза Яхина играет ее правильной дочерью, которая не пойдет наперекор отцовской воле. Но оказывается, что она  послушна лишь отчасти, в ней таится стремление поступить по велению сердца.  И потому немудрено, что родственные души находят друг друга.

Происходит это весело, сопровождаясь забавными недоразумениями, а также пением и танцами. И если пение под фонограмму практически всегда (и в этом спектакле в том числе) минусует впечатление, то хореографическая часть сильно плюсует. Это благодаря балетмейстеру, заслуженному артисту РФ Сергею Тишкову и всем исполнителям, сумевшим оказаться на нужной танцевальной высоте. Не смущает даже некоторый отголосок индийской культуры в женских движениях. Почему бы и нет? Вполне могли фильмов насмотреться! Не актрисы, героини. Шутка. Но  не совсем, потому как время, когда происходит действие, размыто. Вся эта история могла случиться вчера, а могла и сегодня. Да и место действия обозначено вполне себе неопределенно, как и национальная принадлежность действующих лиц.

Не в этом дело. А в том, что в жизни всегда есть место человеческим чувствам. И эти чувства возникают как неожиданно, так и очень даже предсказуемо. В спектакле все действующие лица становятся парами.

Загляделся Аскер на красавицу Гульчехру

Яркой женственностью наделяет свою Джихан Разифа Хайруллина. А Султанбек в исполнении Айрата Хабибуллина, заслуженного артиста Республики Татарстан, — мужчина хоть куда. Можно было бы процитировать: «Вот и встретились два одиночества», если бы они оба не были столь общительными и открытыми людьми, занятыми не только собой. Им судьба велела заключить союз. Как и откровенной искательнице замужества, кокетливой Асие – Назие Дюбаевой и положительному, но вполне ей подходящему по всем статьям  Сулейману, сыгранному Марселем Рахматуллиым. А неугомонный, разбитной Вали, в роли которого Рамис Яхудин, разве мог проглядеть хозяйственную и находчивую Талли (ее играет Гульгена Абдракипова)?!

От спектакля исходит ощущение праздника, правда, камерного, домашнего. Карнавальность есть в самом действии, в переплетении взаимоотношений героев, не обремененной психологичностью. С самого начала  глазу видна нарядность постановки. Внешняя яркость —  не случайная пестрота, а организованная художником-постановщиком Иршатом Азихановым цветовая композиция декорации, не сложной, да, но изящной, и тоже играющей.

Замечательно в спектакле внимание к мелочам. На руке героини — плетеный браслет, в ушах барышень  – низко свисающие оригинальные сережки, в косы вплетены рукотворные украшения. И все это сделано, как оказалось, специально для этого спектакля бутафорами театра. Костюм всегда помогает актеру входить в роль. А такие трогательные подробности костюма показывают любовное отношение постановщиков и исполнителей к своим героям и помогают очаровывать зрителя.

Справка «ОН»

 

Арши́н мал ала́н» (дословный перевод «Покупающий товар аршинами» или «Продавец ручного товара») — последняя и самая популярная  оперетта азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Автором либретто (на азербайджанском) является сам Узеир Гаджибеков. Премьера «Аршин мал алана» состоялась 25 октября 1913 года  в Баку.

 

В комедии Узеир Гаджибеков сочетал традиции европейской классической и азербайджанской национальной музыки. «Аршин мал алан» был переведён на 80 языков мира и поставлен в 187 театрах 76 стран. В 2013 году в рамках ЮНЕСКО было отмечено 100-летие оперетты. Комедия была четырежды экранизирована Самым популярным считается показанный в более чем 130 странах мира фильм 1945 года с участием Рашида Бейбутова в главной роли.

260 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть