Такси: всем выйти из сумрака

Что нужно учитывать, вызывая автомобиль

Записала Наталья Русинова

Поговорили о том, как теневой бизнес пожирает рынок такси и какие подводные камни здесь ждут пассажиров.

Загадочные тарифы

В одном из предыдущих номеров мы рассказывали о некоторых проблемах, с которыми приходится сталкиваться, пользуясь услугами такси. Сегодня более подробно о тарифах и других особенностях мы поговорили с Дамиром Фахрутдиновым, руководителем одного из крупнейших оренбургских таксопарков – такси «Белое».

Дамир Ильдусович, насколько законно применение повышающих коэффициентов при расчёте стоимости поездки?

– Вообще тарифы в такси не регулируются законом – не прописаны максимальная или минимальная цены. Сегодня перевозчик сам определяет стоимость. И когда вы заказываете машину, то автоматически соглашаетесь со всеми условиями. Это определённый договор оферты. Не существует даже какого-то регламента, в котором бы говорилось, что таксисты должны заранее где-то вывешивать свои тарифы. А они должны быть в любом случае. Что же касается коэффициентов, то традиционно оренбургские таксопарки применяли их исключительно в новогоднюю ночь. Сейчас же тарифы повышают при любых условиях – плохая погода, час-пик… И это как зараза – одни начали, остальные подхватили. Да, существуют у ряда служб коэффициенты 1,2 и 1,4 или даже 2,2, а в новогодние праздники бывало и трёхкратное увеличение. И народ ехал. Потому что его ставили в ситуацию без выбора. Это неправильно. Кроме того, в машине должен быть таксометр. Чтобы пассажир видел, сколько километров он проехал и мог проверить правильность расчёта тарифа.

Почему некоторые службы применяют повышающие коэффициенты, казалось бы, на пустом месте, даже без особого повода?

– Начнём с того, что самые крупные и популярные – это не таксопарки. Это просто люди, предоставляющие информационные услуги. К их системе подключаются обычные наёмные водители. То есть у них может работать любой человек, имеющий автомобиль и гаджет. И незнание города или другие недостатки не могут стать препятствием. Не говорю уже о контроле. Представители компании даже не видят, что за машина у человека. Вот сделал такой водитель несколько заказов и поехал домой – его на линии уже нет. Отсюда текучка автомобилей. Плюс ко всему эти водители могут работать в разных службах такси в городе и везде берут заказы. Соответственно, планового потока автомобилей нет.

Отсюда – нехватка машин на линии и повышение тарифов для привлечения водителей.

– Да. В таксопарках дело обстоит иначе, есть определённые требования. Мы может указывать водителям, где нужно находиться и когда. У «теневых» таксистов этого регулирования нет. С точки зрения бизнеса я могу объяснить повышение тарифов при плохих погодных условиях. Например, во время большого снегопада, когда невозможно никуда проехать. Но тогда получается, что и автобусы должны так же делать. Выпал снег, невозможно проехать – тариф 50 рублей. Но и это неправильно.

 

По закону

Хоть какая-то регулировка со стороны закона всё же должна быть.

– Конечно. И такой законопроект уже лежит в Государственной Думе. Начата работа и в Законодательном собрании Оренбургской области. По инициативе официальных, легальных перевозчиков подключилась и прокуратура. Что понимается под официальными и легальными – это те таксопарки, которые имеют разрешение, механиков в штате, лицензированный медицинский кабинет, где водители проходят предрейсовые осмотры, должны быть путевые листы. Это транспортные предприятия, и для них есть ряд законных требований, которые должны выполняться. В том числе и обязательное техническое обслуживание автомобилей два раза в год и каждый день – предрейсовый техосмотр. К тому же, автомобили официальных таксопарков имеют опознавательные знаки – специальные наклейки с номерами телефонов, жёлтый фонарь. Наши машины регулярно останавливают на дорогах сотрудники ГИБДД и проверяют. И это нормально.

Но ведь «теневых» таксистов сотрудники ГИБДД не могут проверять ежедневно и постоянно – опознавательных знаков-то нет. Если это не специальный рейд.

– И не проверят. Потому что их в общем потоке не видно. Надо, чтобы налоговая тоже контролировала процесс. Что да, вот он занимается предпринимательской деятельностью и не регистрирует её, не регистрирует себя как индивидуальный предприниматель. С другой стороны, люди начнут возмущаться, что в наше тяжёлое время не дают подрабатывать. Пожалуйста, подрабатывайте. Существуют специальные конторы, которые могут оформлять разрешение, выдавать специальные договора. Есть возможность. Закон позволяет это делать. Но ты должен обклеить машину, поставить другие опознавательные знаки. А вот как работают так называемые «бомбилы» – неправильно.

Можно ли пожаловаться на недобросовестного водителя?

– Если это легальное такси – да. На «теневых», как правило, даже некуда жаловаться. В лучшем случае вам скажут, что ваше обращение принято и всё на этом. У таких служб часто даже офисов нет.

Неисправный автомобиль может выезжать на линию?

– Нет. И тут вопрос – как он прошёл предрейсовый осмотр? Над таксопарками есть чёткий строгий  контроль, в том числе финансовый и технический. Частников никто не контролирует, поэтому они и позволяют себе ездить на разбитых и старых авто. Это теневой бизнес, и их очень трудно проверять. Одних рейдов ГИБДД недостаточно.

Можно ли вернуть забытые в такси вещи?

– Если услугу оказывал нелегальный таксист, это практически не реально. Потому что не факт, что его смогут найти. Если таксист работает в официальном такси, то он привозит такие вещи на базу. А забывают люди много чего: и телефоны, и ключи от своих автомобилей, и деньги. У нас, например, уже есть свой «музей потеряшек», где хранятся вещи, которые так и не забрали хозяева. Но многие забывчивые владельцы всё же находились.

Безусловно, неофициальное такси дешевле и кажется более выгодным, однако безопаснее и надёжнее пользоваться легальным такси.

Уже в этом году депутаты примут законопроект, регламентирующий работу таксистов, который поможет навести порядок на этом рынке услуг. Когда точно это произойдёт, пока неизвестно. Но лёд тронулся, как говорится, и надеемся, что хуже от этого не станет. По крайней мере, теневому бизнесу гайки начнут закручивать, выводя таксистов на свет божий.*

329 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть