Памятник-инвалид

Станислав Смирнов, архитектор

 

фото из коллекции Дмитрия Урбановича 

Такие модерновые особняки

Городские особняки служили своеобразными эталонами «нового стиля». В своих лучших образцах эти здания резко выделялись в окружающей застройке разнообразием композиционных приёмов и пластической зрелищностью фасадов. Каждый особняк не должен был походить на другие. Несмотря на подчёркнуто своеобразное решение каждого городского особняка, их объединяла одна большая общность. Каждый значительный особняк задумывался как архитектурный памятник «нового стиля», как образец идеальной жизненной среды, в которой эстетическое начало пронизывает всё — начиная от объёмно-планировочного решения и кончая самыми утилитарными деталями. Архитектура во всех своих проявлениях должна была радовать развитые эстетические вкусы хозяев и гостей.

В эпоху модерна городские особняки строились «под ключ». Нашему современнику трудно понять принцип создания таких домов, которые продавались потом будущим владельцам. Будущий хозяин выбирал себе дом по своему вкусу и средствам, подобно тому, как сейчас выбирают себе автомобиль. Образ жизни в каждом интерьере был раз и навсегда закреплён его назначением в общей композиции особняка, отделкой стен, потолков и полов, деталями отделки, предметным наполнением и освещением. В совокупности это создавало очень приятную жизненную среду в едином стиле — стиле модерн.

Большинство оренбургских частных особняков объединяет общая композиционная схема построения главного (уличного) фасада. Как правило, мощный входной портал располагается где-то сбоку, для равновесия с другой стороны размещается вертикальный акцент в виде ризалита или эркера, а между ними выстраивается ряд одинаковых окон, связанных единым декоративным фасадным мотивом. Однако при общности композиционного построения, каждый особняк был индивидуален и не похож на другие.

Городской особняк, 1910-е годы (ныне — здание общественного назначения), улица Краснознамённая, 14. Автор-архитектор не установлен.

В советский период избыточная сложность и прихотливость архитектурных форм модерна подвергались критике как со стороны традиционных архитектурных школ, так и со стороны общественности. Однако в настоящее время именно яркая декоративность модерна вызывает интерес профессиональных архитекторов и делает этот стиль популярным в современном обществе.

Этот объект культурного наследия расположен в историческом ядре города на улице Краснознамённой (бывшая улица Петропавловская). Дом занимает довольно большой для центра города земельный участок, имеет два полных этажа и заглубленный цокольный этаж, для окон которого со стороны главного фасада устроен общий приямок. И отличается богатой и разнообразной пластикой главного фасада с явными чертами модерна с его «символизмом» и «иррационализмом».

Главный фасад асимметричен, что придаёт композиции некоторый драматизм. Стены из высококачественного красного кирпича хорошо сочетаются со сложным и насыщенным декором. Главный вход находится сбоку, в левой (западной) части здания под «висячим» эркером, который служит не только сильным композиционным акцентом, но и предохраняет от атмосферных осадков. Несмотря на довольно позднюю официальную дату постройки, в декоре этого памятника встречается множество символических архитектурных форм в стиле «ар нуво», что было свойственно для раннего, декоративного модерна самого начала XX века. В декоративном оформлении главного фасада сразу бросаются в глаза обратные арки на первом этаже, а также богато декорированные (как бы вырастающие снизу) лопатки первого и второго этажей. Стены здания завершаются антаблементом с плоским карнизом и оригинальным фризом с символическим орнаментом из зигзагообразных линий.

С левой (западной) стороны здания находится прямоугольный эркер над главным входом, который снизу поддерживается двумя изогнутыми кронштейнами. На этих двух кронштейнах можно увидеть скульптурные символические изображения то ли богов, то ли просто мужских голов с крыльями вместо ушей. В нижней части кронштейнов эркера помещены символические рельефные изображения, напоминающие цветки лотоса. В самом эркере применены окна вертикальных пропорций; мотив большого «тройного» окна, выходящего на улицу и очень узкие окна в боковых частях эркера — для бокового обзора. Эркер завершается выше венчающего карниза симпатичным аттиком с полукруглым окном, замковым камнем, угловыми пилонами и аркой между ними. Аттик богато украшен скульптурными изображениями трех женских голов, извивающимися линиями и символическими изображениями, напоминающими растительные формы.

С правой (восточной) стороны равновесие композиции главного фасада поддержано вертикальным акцентом с «тройными» окнами в первом и втором этажах. Этот довольно невнятный композиционный акцент в прошлом дополнялся (выше венчающего карниза) другим аттиком со скульптурными изображениями женских голов, мотивами извивающихся линий и прочими декоративными деталями стиля модерн. К сожалению, при ремонте крыши этот изысканный аттик был снесён в 1900-х годах, что нарушило сбалансированность композиции главного фасада. К великому сожалению, вместе с ним были снесены также изящные парапетные тумбы с ограждениями в стилистике модерна…

Особняк многопланового использования

Частный особняк по улице Краснознамённой, 14, длительное время использовался как жилой дом с коммунальным заселением. В 1990-е годы здесь разместились «Лесная компания», офисы, конторы, музей, пивное заведение и пр. Этот элитный городской особняк вынужден был вмещать совершенно чужеродные для себя функции. Какие только фирмы и организации здесь ни побывали! За время варварской эксплуатации фасады памятника и ещё подверглись значительным изменениям и искажениям. До 1990-х годов главный фасад дома на улице Краснознамённой, 14, привлекал внимание своими скульптурными изображениями пяти женских лиц и двух мужских. К настоящему времени количество женских лиц сократилось до трёх. При капитальном ремонте кровли строители для своего удобства (а может быть, искореняя «буржуазную пошлость») просто уничтожили все элементы фасада над венчающим карнизом…

Современное состояние этого некогда изысканного городского особняка лишь отдалённо напоминает его первоначальный облик. Выполнены дополнительные входы в подвальные помещения со стороны уличного приямка. Утрачено красивое металлическое ограждение приямка, заменено на простое и малохудожественное ограждение. Снесены венчающие части здания; сложные по рисунку оконные переплёты в стиле модерн давно заменены на примитивные современные; утрачено уникальное остекление из мелких выпуклых стёкол в верхней части окон, утрачены скульптурные детали декора и прочее.

Список утрат можно продолжать и продолжать. Сегодня перед нами — памятник-инвалид, никогда не знавший реставрационных работ. Современное цветовое решение не соответствует стилю модерн и портит в целом привлекательный внешний облик здания.

243 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть