Оренбургский неоромантизм

Станислав Смирнов, архитектор; фото автора

В нашем городе сохранилось очень немного объектов культурного наследия, которые можно отнести к неоромантическому модерну. Все эти памятники построены в начале XX века. К сожалению, не удалось найти примеров зданий, построенных в национальном романтизме или северном модерне. Зато сохранились замечательные постройки, в архитектуре которых присутствуют стилизованные художественные формы неоготики, неорусского и других стилей эклектики, интерпретированные в духе модерна. И снова, увы–, большинство из этих некогда прекрасных памятников архитектуры предстают в наши дни в деформированном виде, со значительными искажениями фасадов.

В истории русской архитектуры зодчие время от времени обращались к идеализированным образам далёкого прошлого. Например, в 1830 — 1850-х годах появилась мода на готический стиль. Во второй половине XIX века, когда наблюдался необыкновенный подъём русского национального самосознания, архитекторы вдохновлялись древнерусскими и византийскими образцами зодчества. Одним из создателей так называемого «русского стиля», его убеждённым сторонником и пропагандистом был академик архитектуры Лев Владимирович Даль (кстати, родившийся в Оренбурге в 1834 году), сын Владимира Ивановича Даля.

Готический стиль для архитекторов всегда был символом вечного стремления человечества к возвышенным идеалам, душевным влечением «от низменного земного к высокому небесному». В русской архитектуре в разные века зодчие мастерски использовали творческие достижения средневековой готики. Можно вспомнить хотя бы выдержанные в формах готики творения В.И. Баженова (усадьба «Царицыно» в Москве, 1776 — 1785 годы), Н.Л. Бенуа (комплекс императорских конюшен и вокзал в Петергофе, 1847 — 1850 годы), да много примеров.

Одним из оренбургских примеров использования форм неоготики в эпоху модерна является здание по улице Пролетарской, 4.

Городская усадьба С.Ф. Яновской, 1905 — 1906 годы (ныне — объединение «Скотопром» и другие помещения общественного назначения).

Улица Пролетарская, 4. Автор-архитектор не установлен.

Объект культурного наследия находится в историческом ядре города Оренбурга, в начале улицы Пролетарской (бывшая улица Перовского). Пример городской усадьбы начала XX века, состоящей из главного дома, флигеля, конюшен и других построек. Господский дом – двухэтажный, с цокольным этажом, освещаемым через приямки. Главный (западный) фасад обращен на улицу Пролетарскую. Главный вход находится в центральном ризалите, слегка выступающим из плоскости фасада. Над входом возвышается высокий портал с «готическим» окном на втором этаже и остроконечным фронтоном с овальным окном. Боковые части фронтона оформлены кирпичными декоративными элементами ступенчатой формы (зубцами), выполненным в формах «готической» архитектуры.

Памятник архитектуры по улице Пролетарской, 4 построен в неоромантическом модерне. На его фасадах присутствуют элементы и детали неоготики. Этот дом является образцом провинциального оренбургского модерна начала XX века, демонстрирующим переходную фазу от эклектики к «новому стилю». В наступившей эпохе модерна следование новой архитектурной моде было всеобщим. Провинциальные архитекторы и строители для достижения эффектного впечатления стремились использовать внешние декоративные признаки модерна, не особенно вникая в существо эстетических концепций «нового стиля».

Особенно это проявлялось в строительстве городских особняков. Для создания впечатления «богатого дома» стены фасадов этих домов покрывались архитектурным декором в «новом стиле». Следуя архитектурной моде и пожеланиям заказчика, на фасадах появлялись затейливые башенки, эркеры, балконы и лоджии, выполненные в стилистике модерна. Входили в моду большие и сложные по очертаниям окна, откуда открывались виды на город.

Здание по улице Пролетарской, 4, имеет почти симметричную композицию главного фасада. Такого рода композиции не свойственны эпохе модерна. Два сильных вертикальных акцента в виде выступающих ризалитов украшают главный фасад, перебивая спокойный горизонтальный ритм окон первого и второго этажей. Создаётся впечатление, что для равновесия композиции не хватает вертикального акцента с левой (северной) стороны.

Архитектурные объёмы главного фасада явно сдвинуты в правую (южную) сторону, что придаёт композиции не совсем эстетичную асимметрию, скорее некоторую «кособокость». Это является следствием либо небрежного отношения архитектора к законам композиции, либо каких-то внешних обстоятельств, не позволивших осуществить строительство задуманного объёма с левой (северной) стороны, где сейчас находится глухой торец.

Чем особняк интересен

Дом по улице Пролетарской, 4, интересен тем, что в декоративном убранстве его главного фасада соединяются стилевые признаки эклектики второй половины XIX века с несомненными чертами модерна. Стены из лицевого красного кирпича являются фоном, на котором разворачивается декоративное убранство здания, выполненное из штукатурки, обработанной под «под белый камень».  На главном фасаде присутствуют стилизованные «готические» мотивы: центральный ризалит с большим «готическим» окном на втором этаже завершается остроконечным «готическим» фронтоном (в виде вимперга), овальное окно фронтона обрамлено декоративными «готическими» деталями, стены ризалитов и наличников окон первого этажа украшены декоративными «зубчатыми» рустами.

Стены заканчиваются массивным профилированным карнизом в стилистике эклектики. Над карнизом находятся виртуозно выполненные из кирпича парапетные тумбы. Между тумбами размещены красивые металлические решётки с орнаментальным мотивом в стилистике модерна. Правый (южный) ризалит заканчивается сложным кирпичным аттиком с типичным для модерна «волнообразным» карнизом.

Прекрасно выполнены из «фигурного» кирпича закруглённые углы правого ризалита. Под ним на втором этаже находится великолепное «тройное» окно с пологой аркой лучковой (трёхцентровой) формы. Ниже на первом этаже расположено «двойное» окно с узким простенком посередине. Ряды окон первого и второго этажей обрамлены типичными для модерна простыми наличниками в виде брусков.

То есть очень индивидуальное, единственное в своем роде городское строение. И – опять! – к  великому сожалению, этот объект культурного наследия по улице Пролетарской, 4, содержится в неудовлетворительном состоянии. Дойдут ли руки реставраторов до  него прежде, чем реставрировать станет уже нечего? Кто же сейчас ответит…

414 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть