Огонёк юной души

Наталья Лесцова, фото автора

Творчество – это как поиск клада без карты. Процесс,  несомненно,  увлекательный, но абсолютно непредсказуемый, а тем более,  если автор к тому же очень молод. Ведь как бы он ни был талантлив, никому  неизвестно, что из него получится, добьётся ли чего-то стоящего юное дарование, не потеряет ли интерес, достанет  ли у него  терпения? Выход антологии «Здравствуй! Это ─ Я!»,  собравшей под своей обложкой   прозу, стихи, эссе, сказки, зарисовки  67 одарённых  ребят  со всей области – событие не просто значимое, а, совершенно точно, знаковое. Презентация книги состоялась 2 декабря в Оренбургской областной библиотеке имени Н.К. Крупской. 

000823

Волнение чувствовалось среди юных авторов, и понятно, впервые они участвуют в мероприятии такого уровня.  В зале ─ аншлаг, как когда-то в Политехническом музее, многие стоят у стен, так как не всем хватило мест. Столько  желающих, что зал еле вместил тех, кто пришёл поздравить молодых авторов с таким значимым событием. И они того достойны, несмотря на то, что стоят в самом начале творческого пути.

─ Листая страницы книги, понимаешь, что за их собственными строчками стоят десятки прочитанных и переосмысленных книг, из которых ими впитана традиция,  рождено чувство  языка и умение выражать свои мысли, ─  сказал в приветственном слове Михаил Кильдяшов, председатель Оренбургской писательской организации Союза писателей России.

«Это была счастливая идея: каждые три года выпускать сборник, представляющий литературное творчество старшеклассников и студентов Оренбургской области – участников и победителей Пушкинского конкурса «Капитанская дочка». И название найдено точное: «Здравствуй! Это – Я!», ─  написал в своей сопроводительной статье к сборнику известный литературный критик Александр Неверов.

Многие из тех, чьи произведения вошли в антологию, прошли школу в литературном объединении «Расцветающий сад» под руководством Геннадия Хомутова, где они  постигали основы литературного мастерства. Ребята принимали участие в программе Форума одарённых детей в Литературном институте имени А.М. Горького, и там тоже получили высокую оценку своих работ. Эти ребята печатались в местных газетах и журналах, а теперь вышли на уровень серьёзных литературных журналов ─ «Лучик» и «Путеводная звезда».

Лев Пирогов, литературный критик из Москвы, приезжавший в Оренбург в начале ноября этого года, куратор вышеназванных журналов, с большим профессиональным уважением отозвался о творческих опытах наших ребят.

Идейный вдохновитель этого замечательного проекта — Геннадий Хомутов.  Рассказывая на презентации о создании антологии, он  поделился своим видением того, как формируется творческая личность:

─  Эти талантливые дети и молодёжь,  занимающиеся литературным творчеством, открывшие в себе способности к стихосложению, прозе, публицистике, возможно,  в полной мере ещё не осознают значимость этого  события, причём, не только для самих себя, но и для литературы Оренбуржья в целом. Но это не главное. Счастливые моменты творческих озарений, посещающие юного автора, способны открыть в нём такие глубины, о которых он и сам не подозревает. Это удивительное свойство творческих натур, которое невозможно в себе ни воспитать, ни обнаружить ещё каким-либо другим способом. Ведь именно через творчество дети могут найти в себе то внутреннее содержание, ту сакральную тайну, которой суждено воплотиться в страницы рассказов, эссе или строчки  стихов. И надо обязательно дать ребёнку шанс. А творчество – это всегда шанс.

Открывает книгу миниатюры Николая Мордасова «Я живу в Бузулукском бору». Это уникальное место – один из Национальных парков России, но для Николая всё это близкое, родное. Он живёт в редком и удивительном единении с природой, тонко чувствуя её, уважая, как дорогого и любимого человека. В сборнике есть и другие примеры произведений, написанных с огромной искренней любовью к природе, например,  история Бауржана  Алгуатова о том, как на Камчатке солдат, брат автора, повстречался с медведицей.  Или  трогательный рассказ школьницы из Ташлы Аллы Пугачёвой («Белая шубка») о том, как пришлось спасать зайцев от хищных птиц.

screenshot_1

Авторы сборника много и с интересом пишут об истории мест, где родились и живут. Студентка Татьяна Сосунова рассказывает об истории села Палимовка, а Валентина Петрик – об озере Буранное.  В связи с этим, хочется ещё раз процитировать Александра Неверова, которого подкупило такое чуткое отношение современных школьников к истории родных мест:

«Для многих ребят такая встреча с прошлым стала важным жизненным открытием: оказывается, история – вот она, совсем близко: в твоём доме, в твоей квартире, в школьном музее…  Именно в музее школьница из села Мещеряковка Анастасия Беляева обнаружила письма своего земляка Василия Пущаева, погибшего в 1942 году. В очерке «Семь писем и одна похоронка» она признаётся: «Открывая каждое письмо, вчитываясь в написанные карандашом неровные строки, меня порой охватывало чувство, что я становлюсь участницей событий далекого прошлого». А школьница из Бузулука Дарья Абрамова, увидевшая подборку газетных материалов о своём прадедушке, так пишет о своих эмоциях: «Я, конечно же, видела, что его пиджак увешан медалями и значками, среди которых даже орден Дружбы народов есть! Но увидеть целую подшивку о жизни твоего родственника – это настоящее потрясение! Читая статьи, я понимала, что простой, самый обыкновенный мальчишка, чуть-чуть старше меня, совершал каждый день свой маленький подвиг». («Девять норм для бронепоезда «Смерть фашизму»).

Никого не оставит равнодушным пронзительный рассказ Елены Семёновой из Оренбурга о фронтовике Петре Данилове («Гимн добытой свободе»), который оказался сначала в германском лагере военнопленных, а потом  десять лет провёл в сталинских лагерях, осуждённый как враг народа, выдержал семь с половиной лет работы на лесоповале в вятских лагерях. А Мария Чуманова из Оренбурга очень бережно, с огромной любовью записала воспоминания своей бабушки и её сестры о военном времени, потому что считает, что «…прошлое – это наша история, наша культура, наши корни. Знать их хочется не только по учебникам».

Нужно отдать должное юным авторам, они очень наблюдательны и не по-детски мудры.  Замечают и описывают драматизм и трагичность современной жизни, которая их окружает, и которой порой они живут сами.  Нелегко читать рассказ школьника  Алексея Букаева  из села Новоспасское о сложной ситуации в его семье, когда он, брат и сестры оказались на попечении бабушки после того, как родители расстались, а мать лишили родительских прав («Моя семья»). Но, читая, понимаешь, что, несмотря на трудности, дети не перестают мечтать, видеть светлое и доброе вокруг, строить планы на будущее. Ильсур Хуснутдинов, например, пишет о том, что хочет стать комбайнером, как дедушка, дядя и брат. Очень созвучна его рассказу, зарисовка шестиклассника  Альберта Маликова «Как я пахал землю». Это недетская проза, мальчишки чувствуют ответственность за землю, на которой живут, болеют за неё  душой.

screenshot_4

─ Трудно ли сочетать  учёбу с творчеством?  Да, бывает трудно, но это интересно, я это ни на что не променяю,  ─ отвечает  юный автор стихов и прозы Кирилл Зарубин. ─ Творческие искры вспыхивают, да, но литературное творчество требует усидчивости, настойчивости, трудолюбия. Работать над созданием стихов, оттачивая рифмы, или над рассказами, подбирая слова, писать эссе, упорядочивая мысли, ─ всё это труд, и труд нелёгкий, но мне нравится, я без этого уже не могу. 

Студентка, будущий педагог из Оренбурга Юлия Никифорова в своём очерке написала: «Наше поколение не всегда хочет знать о том, что было в недавнем прошлом. Мы больше живем напоказ: у кого телефон или смартфон круче; у кого одежда с брендом или нет… Жизнь нацеливается на получение денег, удовольствия, благополучия…».

Да, не поспоришь. Однако, когда выходят в свет такие книги, как «Здравствуй! Это ─ Я!», понимаешь, что, пожалуй, не всё ещё потеряно. Традиция литературная в надёжных руках. Продолжается.

 

183 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть