Ночлежный дом Зарывнова

Станислав Смирнов, архитектор; фото Дмитрия Урбановича

Заказчиками при строительстве доходных домов выступала набирающая силу буржуазия и богатое купечество. Доходными домами обычно назывались здания, в которых на первых эта­жах находились магазины, лавки и другие нежилые помещения. На вышележащих этажах распо­лагалась квартира самого заказчика, а также другие квартиры, которые сдавались внаём.

Отношения между заказчиками и архитекторами подобных домов в силу понятной разнонаправленности интересов обычно строились наподобие того, как подмечено в разговоре, описанном впоследствии Федором Достоевским, между архитектором и купцом, заказчиком доходного дома.

«Архитектор предлагал для украшения дома построить «венецианское окно» (как во Дворце дожей в Венеции), хотя оно и не вязалось с общей архитектурой дома. Купец ответил: «Дожевское-то окно ты мне, братец, поставь неотменно, потому, чем я хуже какого-нибудь их­него голоштанного дожа; ну а пять-то этажей ты мне всё-таки выведи жильцов пускать; окно окном, а этажи этажами».

Чья точка зрения в итоге брала верх, вы сами можете догадаться. Этот колоритный разговор отражает, в частности, снижение роли и влияния архитек­тора в массовом строительстве в эпоху модерна. С постепенным падением престижа зодчего менялось и отношение заказчика к эстетической ценности архитектуры в целом. На улицах Оренбурга стали появляться малопривлекательные здания, возведённые и вовсе без участия ар­хитектора по проектам не очень сведущих в архитектуре подрядчиков.

Однако в тот период в условиях жёстких рамок социального заказа творили и талантливые зодчие. Они настойчиво ис­кали новые образные и функционально обоснованные архитектурные решения. Созданные ими здания и сооружения заметно отличались от построек провинциального модерна, в которых ис­пользовались многократно растиражированные местные художественные приёмы.

Ночлежный дом, 1910 год (ныне офисное здание). Улица Терешковой, 10. Автор-архитектор не установлен.

История этого объекта культурного наследия связана с именем мецената, купца 1-ой гильдии, потомственного почётного гражданина города Оренбурга Ивана Алексеевича Зарывнова, на средст­ва которого в 1910 году был возведён Ночлежный дом на 300 человек. Здание находится вне исто­рического центра на современной улице Терешковой (бывшая улица Нижегородская) в районе быв­шей Старой слободки. После революции Ночлежный дом прекратил своё существование, и в нём разместился Оренбургский областной Дом радио.

Рядом находилось антенное поле, посреди кото­рого возвышалась на растяжках огромная радиомачта более чем 100-метровой высоты. В 1990-х го­дах Дом радио был ликвидирован за ненадобностью. Радиомачту демонтировали, а на бывшем ан­тенном поле вырос гаражный кооператив со строениями безобразной архитектуры. В настоящее время в здании по улице Терешковой, 10 находятся различные офисы. Нынешний собственник не в состоянии обеспечить сохранение и полноценное современное использование памятника архитек­туры. Поэтому, увы, неудивительно, что здание постепенно ветшает и разрушается.

Особенности здания

Бывший Ночлежный дом представляет собой кирпичный двухэтажный дом своеобразной ар­хитектуры. Здание по улице Терешковой, 10 построено в неоромантическом модерне с использова­нием стилей прошлых эпох. На фасадах этого объекта применены композиционные приёмы и моти­вы западноевропейской архитектуры, интерпретированные применительно к условиям и требова­ниям своего времени. Главный фасад имеет симметричную композицию. Это не вполне свойствен­но модерну, зато было удобно для первоначального функционального назначения здания. Стены фасадов выполнены в характерном для оренбургского модерна сочетании фона из красной кирпич­ной кладки и архитектурных деталей, выполненных «под белый известняк». В выступающих рустах угловых пилястров, а также в «зубчатых» обрамлениях окон и других архитектурных деталях видны признаки неоготики или даже «северного модерна».

На главном фасаде выделяются два выступающих ризалита с арочными парадными входами, выходящими на улицу Терешковой. Предположительно эти два входа предназначались для мужчин и для женщин. Над входами расположены большие окна второго этажа с полуциркульными арками наверху и декоративными обрамлениями из выступающих рустов. Ризалиты завершаются ступенча­тыми фронтонами – отдалённое напоминание о «голландских» домиках русской эклектики. В цен­тральных частях фронтонов помещены круглые чердачные окна с массивными обрамлениями в сти­листике неоготики. Верх фронтона дополнен красивой скульптурной деталью, удачно дополняющей эту венчающую часть здания. Также очень интересно выполнены углы ризалитов. В своих верхних частях они декорированы скошенными под 45 градусов пилястрами со скульптурными капителями и массивными базами в виде свисающих «гирек». Стены здания завершаются плоским карнизом со слегка изогнутыми массивными кронштейнами в стиле неоготики.

***

К сожалению, в настоящее время объект культурного наследия по улице Терешковой, 10 со­держится в неудовлетворительном состоянии. Современное цветовое решение не вполне соответст­вует стилю модерн и портит в целом привлекательный внешний облик здания. Этот памятник архи­тектуры нуждается в хорошем собственнике, способном осуществить финансирование грамотных реставрационных работ.

Словарик

 

Пилястра – вертикальный, произвольной длины выступ стены, условно изображающий колонну.

 

Ризалит – часть во всю высоту здания, выступающая за основную линию фасада.

 

Русты – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью.

 

Фронтон – треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

 

Капитель – венчающая часть колонны, столба или пилястры.

527 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть