Надежда вообще  не умирает

Интервью взяла Татьяна Текутьева,  фото из открытых источников

Состоялся  VII съезд театральных деятелей России. Он всегда становится событием в культурной жизни страны. Во-первых, потому что подводит итоги пятилетней деятельности театрального сообщества: называет достижения, обозначает круг проблем, выстраивает перспективы. Во-вторых, он служит своеобразным примером для других творческих союзов, потому что самый многочисленный и удивительный долгожитель. СТД (Союз театральных деятелей), а некоторое время назад он именовался ВТО (Всероссийское театральное общество), исполнилось 140 лет. У Оренбургского отделения СТД тоже солидный возраст – ему больше 100 лет.

На недавнем съезде СТД РФ от Оренбуржья были три делегата – председатель и ответственный секретарь нашего отделения творческого союза Любовь Милохина и Екатерина Шарапова и народный артист РФ, художественный руководитель Оренбургского драматического театра Рифкат Исрафилов. О том, чем был интересен  VII съезд СТД, мы расспросили заслуженную артистку РФ Любовь Милохину.

%d0%bc%d0%b8%d0%bb%d0%be%d1%85%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%be%d0%b2%d1%8c

— 2018-й год грозятся объявить Годом театра. Обрадовало ли это намерение театральное сообщество?

— Безусловно, все обрадовались, потому что каждый надеется, что в год театра и его театру что-то перепадет. В плане ремонта, в плане улучшения отношения со стороны власти…  У кого что болит.

Александр Калягин, которого, к слову сказать, в пятый раз выбрали председателем СТД России, справедливо заметил, что мы все понимаем, что такое экономический кризис, какова сегодня политическая ситуация, к чему приводят санкции и идейное противостояние…  Мы действительно понимаем, что нынешнее время тяжелое, и что надо вместе думать, как жить в этих условиях российскому театру вообще и каждому конкретному театру в частности.

Первое, что следует сделать, это, по калягинскому выражению, — обустроить театры России. Под театральным обустройством  подразумевается все, что способствует творческому процессу, рождению театральных идей, создает нормальные условия для жизнедеятельности театров России. Если говорить проще, то это улучшение материально-технической базы театров.  И в программе Года театра, которую  наш союз должен представить, пункт «улучшения материально-технической базы театров» будет выделен особо. А второе, чему поспособствует Год театра, – это показу достижений  нашего российского театра. Показу яркому и масштабному. И, с его помощью, надеюсь, театр лишний раз напомнит о себе, о том, что ему надо помогать, что он этой помощи достоин.

14753654_1400576006626977_2840259009942630426_o

Художественный руководитель Оренбургского драматического театра Рифкат Исрафилов вновь стал секретарем СТД. Рядом с ним – заслуженный артист РФ Олег Ханов, сыгравшей на оренбургской сцене много значительных ролей

— А от кого театр ждет помощи? Кто ему должен помогать?

— На театр нужно обратить государственное внимание  — министерствам, губернаторам. Как обстоят дела сегодня? Мало того, что на культуру отведено ничтожно мало денег, так еще и снимают эти деньги постоянно. Все делегаты съезда говорили, что живем в смутное время и что в этот кризисный период важно не растерять то, что достигнуто, остаться на позициях творчества. И боль была за репертуарный театр, он не должен исчезнуть.

— А куда это может исчезнуть нащ репертуарный театр, которому всегда завидовал весь Запад?

— Он может превратится в прокатные площадки, на которых будут зарабатываться деньги. К тому же звучат призывы сократить количество театров, которых якобы слишком много, особенно в столице. На что было остроумно замечено: если в Москве обрезают ногти, то в провинции по локоть обрежут руки. В предложении судить об эффективности работы театральных коллективов по заполняемости залов, которое тоже высказывается сверху, есть опасность и вот какая: вместо творческого поиска будет забота исключительно о кассе, вместо экспериментальных спектаклей будут идти коммерчески успешные. То есть государство толкает театр на путь  коммерциализации, на «легкие» постановки, чтобы привлечь зрителей. А это не путь искусства. И об этом шла речь на съезде.

— Любовь Олеговна, но как сохранить творчество и стремление к нему, если нет финансирования, если по этой причине в Орске срывается «Фестиваль премьер», если бюджеты оренбургских театров, и так скромные, чтобы не сказать бедные, опять существенно сокращаются? Неужели театральные деятели такие доверчивые, что думают, вот придет Год театра и все исправится?

kaliagin850_d_850

Александра Калягина в пятый раз избрали председателем Союза театральных деятелей России

— Дело тут не в доверчивости, дело в надежде. Еще раз обращусь к тому, что говорил на съезде Александр Калягин. Он акцентировал внимание  на  необходимости создания советов по культуре при губернаторах с обязательным вхождением  в эти советы (с правом совещательного голоса) председателей региональных отделений  СТД РФ. «Такие советы уже где-то есть, но не везде, а мы должны сделать так, чтобы они возникли повсюду. Для чего нам это надо? Для разрешения всех конфликтов, которые то и дело возникают в регионах…» Это мудрая мысль. Есть  же совет по культуре при Президенте России. Почему бы не взять с него пример?!

Такие советы, во-первых, подняли б мы престиж общественных организаций, нашей и других, показали бы их компетентность; во-вторых, они могли бы быть полезны и во многих конкретных ситуациях. К примеру, в  областном  театре кукол закончился ресурс у транспорта. У всего: у «Газели» год назад, у автобуса остались считанные месяцы, так что он ненадежный и на дальние расстояния на нем отправляться опасно. Наш театр разъезжает по области больше всех. А без колес мы не можем выехать к нашим маленьким зрителям в село. На уровне губернатора и областного правительства, как мне кажется, эта ситуация вполне разрешима. Получают же новые машины в здравоохранении для «скорой помощи». А о нашей нужде могут просто и не знать.

Вышел на трибуну съезда министр культуры Мединский и объявил, что средняя зарплата театрального работника в нашей стране составляет 60 тысяч рублей. Зал  загудел возмущенно. Министр ошибся? Мог и ошибиться (на мой взгляд, вряд ли, именно эту цифру написали ему в докладе.  – Т. Т.). Но власти-то дальше решения принимают, исходя из этого своего знания.

14724353_1400575133293731_6423161394788151154_n

Выступление Константина Райкина о свободе творчества имело большой общественный резонанс

— Какое это знание! Это подтасовка, фальшивка.

А после министра культуры на трибуну поднимались представители регионов и говорили, что средняя зарплата – 14 — 15 тысяч рублей, и это еще ладно. А молодой артист приходит на 7 — 8 тысяч.

Как выживать театру? Сошлись на том, что при помощи цеховой солидарности, при помощи творчества и с верой в то, что будем услышаны властью, от которой хотелось бы общественным организациям получить какие-то полномочия.

—  Полномочия-то вам дадут. А денег – нет, не дадут.

Вопрос остается, как выживать театру? Ответов как не было, так и нет. А надежда есть.

309 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть