Мировая душа и примкнувшие к ней

Татьяна Текутьева, фото Наталии Веркашанцевой

Вместо пролога

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Всего четыре дня, с 18-го по 21 мая, длился IХ Международный фестиваль «Гостиный двор», а подготовка к нему началась больше, чем за год.  Финансировали фестиваль правительство и Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области, Союз театральных деятелей РФ, привлекали и спонсоров. Живейшее участие в проведении фестиваля принимало Оренбургское отделение Союза СТД РФ. Организаторы просмотрели видеозаписи почти тридцати спектаклей театров кукол для взрослых и молодежи. В афишу вошли одиннадцать, из них два – оренбургских. А представляете, что значит принять почти 150 участников фестиваля и гостей? Расселить, накормить, предоставить транспорт для передвижения. А до этого надо было составить договоры с театрами да позаботиться о том, чтобы вовремя прибыли декорации, бутафория, костюмы…  Их везли и автобусами, и самолетами. Из Беларуси, Израиля, Армении, что предполагает таможенный досмотр и выполнение разных требований, например, противопожарной пропитки. Много еще чего требовалось, о чем зрители и не догадываются.  Да и к чему им такие знания?! Им важно другое – слаженный интересный спектакль. И на IХ Международном фестивале «Гостиный двор» они увидели именно такие.

Режиссёра из Беларуси Олега Жюгжду (слева) и перских актёров Наталью Красильникову и Андрея Тетюрина объединил спектакль «Крокодил»

День первый

На солнечной Советской пританцовывали веселые комедианты и зазывали публику: «Подходи, честной народ, фестиваль у нас идет!» Фестиваль в прямом смысле этого слова шел и пришел к зданию областного театра кукол, где на площадке у памятника губернатору Перовскому развернул свое первое представление. Это было в самом деле представление: гостей фестиваля – оренбуржцам. Главные режиссеры и директора театров получали флажки, пожелания успеха и праздничное настроение. В нарядной карете привезли критиков. (Конечно, к жюри надо было немного подлизаться.  От их суждений и суда зависела раздача дипломов и премий. Наш «Гостиный двор» — фестиваль конкурсный ) . Потом зрители и участники отправились в зал театра кукол, где состоялось официальное открытие. Официальное, но вовсе даже не скучное и казенное, а сердечное и радостное. Замечательно вписался в эту неформальную атмосферу и губернатор Оренбургской области Юрий Берг, сказавший теплые слова  о гостеприимстве оренбуржцев, о большой дружбе между народами, странами и городами и пожелавший фестивалю продолжения существующего сотрудничества на театральной ниве.

Ответственность выступить первыми в фестивальной программе взяли на себя хозяева. Оренбургский областной театр кукол показал недавнюю премьеру «Мертвых душ» по Н.В. Гоголю. Поскольку «ОН» в середине мая в № 20 подробно рассказывала об этом спектакле, воспользуемся мнением критиков, чтобы еще раз напомнить о режиссерском замысле заслуженного артиста РФ Вадима Смирнова, постановщика спектакля, и его сценическом воплощении классики.

Председатель коллегии критиков Ольга Глазунова, ответственный секретарь комиссии СТД РФ по театрам для детей, отметила создание собственного сценического текста, интересное пространственное решение и решение кукол. Нияз Игламов, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», сказал, что этот спектакль – свидетельство творческой зрелости режиссера, ухватившего реалии сегодняшнего дня – распад государства, и похвалил «световую партитуру». Для Нины Моновой, редактора журнала «Театр чудес», важной частью постановки стал  лейтмотив дороги. Рузана Бунатян, заслуженный работник культуры РФ, педагог Нижегородского театрального училища увидела, что режиссерские задумки, которых много, все воплощены, что актеры глубоко погружены в куклу, в характер. Забегая вперед, скажем,  что Вадим Смирнов был отмечен в номинации «За режиссуру» и получил приз фестиваля — «Маленький принц» — имени народного артиста РФ Романа Ренца. Роман Ренц возглавлял наш театр кукол в шестидесятые годы и первым в стране поставил на сцене «Маленького принца», победив недоверие самого Сергея Образцова.

Андрей Тетюрин в спектакле «Нармахнар»

Тем же вечером Пермский театр кукол играл «Нармахнар»  («Житие Малахия Стаканчика») — спектакль по мотивам пьесы Николая Кулиша. Драматург, практически забытый в наши дни, писал в духе неразвившегося советского абсурдизма. Так воспринимает его режиссер Александр Янушкевич, лауреат Национальной премии «Золотая маска,  и  вдохновленная советским конструктивизмом  художник Татьяна Нерсисян. Сложное сочинение представили эти авторы. И в непростые размышления погрузили зрителя – о влиянии на человека социальных потрясений. Главную роль эмоционально остро и мощно сыграл Андрей Тетюрин.

День второй

«Капитанская дочка»

К «Капитанской дочке» у нас особое отношение и спрос с театра куклы и актера «Буратино» из Магнитогорска за обращение к этой близкой, можно сказать, родной пушкинской повести, тоже особый. Урона пушкинскому слову инсценировщик не нанес. Все перепитии начала жизни Петруши Гринева, а режиссер Сергей Ягодкин озабочен судьбой именно этого героя, попавшего в переплет кровавого народного восстания, сохранены. Постановщик вместе с художником Любовью Петровой много чего придумал (кажется, даже чрезмерно много) – и несколько планов сценического действия, и повешенных на колоколах, и танец винных бутылок.  Главная находка спектакля – изображение Пугачева, который дан исключительно в живом плане, в качестве разрушительной стихии.

Следом  совсем другая история, которую рассказал муниципальный театр кукол «Пьеро» по мотивам рассказов Михаила Зощенко, – «Уважаемые граждане».  Из репродуктора слышится голос писателя, растолковывающего, зачем нужна сатира, и только что не извиняющегося за то, что он сатирик. Тесный обывательский мир показан художником Мариной Яриловой как очень вещный, и это обстоятельство заставляет актеров работать  подробно и обстоятельно. Лучшая из четырех новелл, собранных в спектакль режиссером и автором инсценировки С. Дорожко,  — «История болезни». Лучшая она по изобретательному и смешному взаимодействию актеров и кукол. Марина Ярилова получила приз коллегии критиков за сценографию и кукол, а исполнители ролей отмечены как лучший актерский ансамбль.

Городская армянская диаспора посчитала своим долгом посетить спектакль из Еревана. И правильно сделала. Театр кукол имени О.Туманяна привез постановку под названием «Ак-Ак» по повести Н.Гоголя «Шинель». Это был, пожалуй, единственный случай на фестивале, когда на сцене не работали актеры в живом плане. Армянские кукольники показали виртуозное владение марионетками. Режиссер Рубен Бабаян и художник Карине Егизарян замечательно распорядились пространством сцены, на котором поочередно высвечивались то верхний, то нижний экраны, где происходило действие, а время от времени персонажи появлялись еще и в боковыех окошках. Речь в этом спектакле по большей части заменяла музыка.  К сожалению, выразительные средства как-то потеснили содержание. История маленького человека Акакия Акакиевича сократилась до истории Ак-Ака.

Весёлая «Ханума»

А затем всеми красками карнавала расцвела «Ханума» Татарского государственного театра кукол «Экият» из Казани. Актеры совсем и не  прятались за большими куклами, а действовали как бы с ними заодно. Знакомый сюжет был разыгран традиционно весело, вызвал ожидаемый смех и принес исполнителю роли Князя Дилюсу Хузяхметову высокую награду имени заслуженного артиста России Александра Салманова в номинации «За лучшую мужскую роль».

День третий

Начался он спектаклем, так же вызвавшим зрительский ажиотаж. На то были две причины: прописан театр юного зрителя в Израиле, а называлась его постановка «М.Шагал. Последний полет». Режиссер Шауль Тиктинер  поручил исполнителю главной роли Шаулю Тиктинеру произнести чуть ли не двухчасовой монолог  о жизни, творчестве и любви знаменитого еврейского художника. И хотя это был «неформат», в спектакле практически не было кукол, появлялись лишь головы животных, напоминавшие о картинах художника, зрители спектакль приняли и выдали ему приз зрительских симпатий.

«Прощание с Матерой» оставляет след в душе

Инсценировка повести В. Распутина «Прощание с Матерой», представленная театром  кукол «Огниво» из подмосковных Мытищ, — это русская психологическая школа без всяких натяжек и скидок на театр кукол. Художник Дмитрий Бобрович не допустил на сцену никакой бутафории. Висит допотопный репродуктор,  стоят чугунки и видавший виды самовар, скамеечка потемнела от времени…  Такие же подлинные чувства у главных героинь, которых люди и обстоятельства принуждают покидать родимую сторонку. А они вросли в свою Матеру корнями. Вот почему куклы в этом спектакле вырезаны из старых деревянных стволов. Эти куклы и тяжелы, и неповоротливы, они так же неудобны как эти старые старухи, не желающие из своего прошлого перебираться в чужое светлое будущее. Режиссер-постановщик, народный артист России Станислав Железкин завершает первое действие картиной-символом большого эмоционального накала: нехитрый скарб выносят из дома как гроб. Мотив тризны развивается  и дальше. Но режиссёр переплетает трагизм и комизм, и это поднимает спектакль над бытом, дает ему мощное философское разрешение. «Прощание с Матерой» — спектакль, который оставляет след в сердце. Роль Дарьи в этой постановке принесла актрисе Наталье Котляровой приз «За лучшую женскую роль» имени заслуженной артистки России Ирины Маленковой.

«Чайка» прилетела из Гродно

Из театра высокого психологизма попадаем в театр высокой эстетики – на чеховскую «Чайку» Гродненского областного театра кукол в постановке Олега Жюгжды, лауреата Национальной театральной премии Республики Беларусь. Свой спектакль режиссер преподносит как «дачный театр Константина Треплева». Все действующие лица – его артисты, а не одна лишь Нина Заречная, привычно вещающая о мировой душе. Впрочем, нет, не привычно. Этот монолог принадлежит трогательной кукле в развевающихся белых одеждах. У каждого персонажа свой кукольный двойник, полученный из рук Треплева. И каждого героя играют двое – артист и кукла. Одним присуща невыносимая легкость бытия, как Аркадиной; другим, как Треплеву, — столь же невыносимое земное притяжение. Где уж им договориться. Вот и ведут диалог мать и сын, не друг с другом, а с кукольным изображением – как с собственным воображением.

Это ясный, прозрачный и по-настоящему художественный спектакль; в нем соединились грусть и усмешка, таинственность и открытость, содержательность и воздушность. «Чайка» Олега Жюгжды названа лучшим спектаклем фестиваля.

День четвертый

Имя Гоголя значилось в начале фестивальной афиши, появилось оно и в завершающий день. Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин» показал «Вия».

«Вий» из Омска

Это большая, серьезная работа по современному прочтению классики. Режиссеру Борису Саламчеву, заслуженному деятелю искусств России, в первую очередь интересны бурсаки, их веселая компания, не ведающая пока настоящей жизни,  в которой встречается черти что. Это черти что выпадет на долю всего одного человека, но никто не защищен от опасного и неведомого. Вот только эти противостоящие человеку силы в спектакле не очень впечатляющи. Они, скорее, из детской сказки, нежели принадлежность причудливой гоголевской фантазии.

Изящно и озорно разыграно пермскими актерами (а когда-то они были оренбургскими) Натальей Красильниковой и Андреем Тетюриным  «Скандальное происшествие в Пассаже».   Второе название рассказа Ф.Достоевского зримо, вроде арки, находится над миниатюрными игровыми площадками – крокодил. Постановка Олега Жюгжды отличается быстрой сменой мест действия и действующих лиц, но сохраняет четкую логику повествования. Если, конечно, в фантасмагории есть логика. Впрочем, ни постановщик, ни актеры не настаивают на фантастичности истории. Напротив, они обживают сюжет со всей возможной реалистичностью. Эта парадоксальность,  собственно, и  составляет природу  и прелесть спектакля.

Эпилог

Розданы призы и дипломы. Отзвучали слова прощания, благодарности  и надежды на новые встречи на оренбургской земле. Уехали театры, актеры, куклы. Но осталась сердечная радость от знакомства с искусством, наполненность впечатлениями. Интересное письмо получило наше министерство культуры от японского профессора, литературоведа и пушкиниста, в фестивальные дни гостившего в Оренбурге. Он признался, что когда ему предложили побывать на «Капитанской дочке», поставленной в театре кукол, он недоумевал, возможно ли такое вообще. А посмотрев спектакль, был потрясен высоким искусством и мастерским воплощением пушкинской повести на сцене.

Три с половиной тысячи оренбургских зрителей побывали на спектаклях «Гостиного двора». Они убедились, что театр кукол – вовсе не забава для малышей, а самый что ни на есть настоящий театр с большим диапазоном выразительных средств, обращающийся к серьезной литературе, умеющий по-своему читать классику, современно мыслящий. В нем живет (воспользуемся словами чеховского героя) мировая душа, откликающаяся на жизнь человека.

Российский центр Международного союза деятелей театра кукол  UNIMA рад приветствовать организаторов, участников и гостей IХ Международного театрального фестиваля «Гостиный двор»! На этом замечательном фестивале Оренбургский государственный областной театр кукол регулярно собирает коллективы из разных городов России и других стран, чтобы показать интересный и важный срез нашего искусства – театр кукол для молодежи и взрослых. Отчасти именно поэтому мы следим за тем, как пройдет очередной фестиваль, что нового откроет для зрителя.

 

Надеемся, что  IХ фестиваль «Гостиный двор» принесет участникам и гостям множество интересных и теплых встреч, захватывающих постановок, и взрослый зритель вновь проникнется к искусству театра кукол, задумается над непростыми темами спектаклей этого года.

592 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть