Доходный дом

Станислав Смирнов, архитектор;

 

фото из коллекции Дмитрия Урбановича

Архитекторы стиля модерн довольно часто придавали стеклу — текучесть, железобетону — пластичность, металлу — вязкость, дереву — скульптурность. Подобная мистификация была одним из основных принципов «нового стиля». Наглядной демонстрацией принципов модерна служит здание по улице Пролетарской, 20.

Доходный дом, 1900-е годы (ныне — магазин на первом этаже, помещения общественного назначения), улица Пролетарская, 20. Автор-архитектор не установлен.

Один из лучших образцов оренбургского модерна. Памятник расположен в историческом ядре города на улице Пролетарской (бывшая улица Перовского). Представляет собой солидный трёхэтажный дом, построенный в виде буквы «Г» вплотную к соседнему дому по улице Пролетарской, 18, в котором в начале XX века находилась паровая типография товарищества «Каримов, Хусаинов и компания» (сохранилась фотография). Предположительно, репрезентативный доходный дом по улице Перовского был выстроен для офиса этой компании. В советское время это здание стало использоваться в качестве жилого дома, что, безусловно, не способствовало сохранению памятника архитектуры.

Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду, а также тип архитектурного сооружения, сложившийся в европейских странах к 1830 — 1840-м годам. Квартиры в доходном доме, как правило, сгруппированы вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей (галерейный дом) и однородны по планировке. Построенные в конце XIX — начале XX века доходные дома чаще всего содержали небольшой внутренний двор-колодец, а всё остальное пространство участка, принадлежащего домовладельцу, было занято самим зданием. Под двором-колодцем нередко размещались различные хозяйственные помещения такого доходного дома. Декоративное архитектурное оформление получал лишь парадный фасад, выходящий на улицу.

Фасады здания выдержаны в модерне. В декоре здания заметны черты символизма и иррационализма, характерные для интернационального (западного) направления модерна. Фрагменты и детали привлекают внимание своей своеобразной и неожиданной трактовкой: узел главного входа и над ним интересные оконные проёмы криволинейных очертаний, далеко выступающие балконы с глухими ограждениями скульптурных форм, тонкий рисунок декоративных деталей на фоне высококачественной кладки из красного кирпича и т.д. Когда-то до революции это здание было очень красивым и всё в нём, от фасада до дверной ручки, было выполнено с высоким качеством, свойственным эпохе модерна.

Композиция здания асимметрична. Главный (западный) фасад выходит на улицу Пролетарскую. Первый этаж украшен горизонтальной рустикой, что создаёт впечатление массивности нижней части здания. Главный фасад раскрепован двумя разновысокими и непохожими друг на друга ризалитами, находящимися в боковых частях здания. Эти вертикальные композиционные акценты наиболее выразительны. Средняя часть здания с простым ритмом окон проработана более спокойно.

Парадный вход находится сбоку, в правом (южном) ризалите, рядом с входом в бывшую типографию. Над главным входом на втором этаже находится «тройное» окно с арочной перемычкой сложной формы, близкой к полукругу. На третьем этаже — «тройное» окно, вписанное в сложную трёхцентровую арку лучковой формы. Правый ризалит завершается высоким фронтоном с чердачным окном, вписанным в полуциркульную арку. Фронтон завершается наверху криволинейным карнизом, характерным для модерна.

В левом (северном) ризалите дополнительную «игру объёмов» создают два балкона с изогнутыми кронштейнами и глухими ограждениями сложных криволинейных форм (приём уникальный для Оренбурга). Левый ризалит завершается наверху невысоким аттиком с криволинейным карнизом. Аттик богато декорирован символическими лепными деталями в стилистике модерна.

Стены главного фасада заканчиваются типичным для модерна карнизом с изогнутыми кронштейнами. Под кронштейнами в простенках третьего этажа помещены изящные орнаментальные вставки в стилистике модерна (символические кольца и тройные полосы разной длины). Над карнизом сохранились красивые парапетные тумбы криволинейных очертаний. К сожалению, первоначальные парапетные металлические решётки между тумбами утрачены и заменены современными ограждениями примитивной формы.

В целом архитектурный декор главного фасада отличается особой изощрённостью, свойственной «иррациональному» модерну. Здесь использован целый арсенал декоративных деталей модерна: извивающиеся растительные формы, «льющиеся линии», «женские волосы», криволинейные карнизы в верхней части боковых ризалитов, мотив кольца и трёх вертикальных полос, вертикальные лопатки, горизонтальные пояски, П-образные обрамления окон и прочее.

К великому сожалению, этот памятник архитектуры, по которому можно изучать архитектуру модерна, содержится очень плохо. Дом, который в Москве, Петербурге или Брюсселе мог бы быть подлинным «пиршеством для глаз», предстаёт в Оренбурге в полуразрушенном состоянии.

СЛОВАРИК

 

Рустовка – в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями.

 

Ризалит – часть во всю высоту здания, выступающая за основную линию фасада.

 

Фронтон – треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

 

Аттик — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом.

466 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть