В молитвах о Родине

1979 — 2004 — 2008…

Дмитрий Урбанович, фото автора

Перед армией я недолго работал в оренбургской районке фотокором. Была у редакции (тогда она называлась «Вперёд к коммунизму») своя машина, ГАЗ-21, на которой сотрудники газеты выезжали в хозяйства за материалами. Хозяйства тогда в газетах, кстати, следовало называть не по имени села или деревни, а «совхоз такой-то», «колхоз имени того-то».

1979 год

Вот эта фотография, на которой я запечатлел встреченного случайно оренбургского писателя Владимира Пшеничникова на фоне заброшенного храма, подписана «Колхоз имени XXII съезда КПСС, февраль 1979». Давно там нет никакого колхоза, и село, которому без малого два века, снова везде называют как прежде — Городище.

2004 год. Храм Михаила Архангела ещё в лесах

А старинный храм Михаила Архангела в 1991 году усилиями тогдашнего его настоятеля отца Виктора, жителей села и с помощью благотворителей начали возрождать. Была достроена полуразрушенная колокольня, восстановлены росписи, иконостас (с использованием небольших сохранившихся фрагментов дореволюционного иконостаса), написаны новые храмовые иконы, построена гостиница для поломников, приведена в порядок территория.

2008 год. Четыре года спустя

И вот он стоит, красавец, и посещают в нём службу прихожане со всего Оренбургского района. Да и не только.

В молитвах о Родине

Ксения Марченко, главный архивист отдела публикации и научного использования Центра документации новейшей истории Оренбургской области

Уже третье десятилетие наша страна переживает новый исторический этап своего развития. Ему свойственен иной, чем в советский период, расклад идей и верований, в котором особое место занимает Русская Православная церковь. А общественно-политическая и духовная жизнь любого общества не может быть понята без обращения к истории религиозности этого общества.

С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в связи с нависшей опасностью в Союзе, в России в частности, усиливались обращения к религиозным традициям. Наиболее активными инициаторами возрождения православных традиций стали женщины, составлявшие большую часть тылового населения.

В связи с необходимостью консолидации всех сил в обществе в столь сложное для страны время наметились первые после долгих лет позитивные изменения в отношениях государства и церкви: ограничилась антирелигиозная пропаганда, были сняты ограничения на внекультовую деятельность, власти не препятствовали массовым богослужениям.

Большинство верующих с оружием в руках и верой в Бога отправлялись на фронт. Так, в справке секретаря Чкаловского областного комитета комсомола М. Колодина в Чкаловский областной комитет партии о ходе отбора комсомольцев в воздушно-десантные войска Красной Армии в сентябре 1941 г. отмечалось: «Призывник Скоробогатых Андрей из села Ратчино явился на комиссию с крестом. На вопрос, зачем он носит крест, Скоробогатых ответил: «У нас в семье все молятся, и я молюсь. Куда нас погонят, там тоже молиться буду».

С первых дней войны деятельность духовенства Чкаловской епархии выражалась в сборе денежных средств и вещей для нужд фронта, в оказании материальной помощи вдовам, сиротам, в совершении благодарственных молебнов и проповедей патриотического направления. В этот период времени во всех приходах проводились специальные богослужения «Во славу русского оружия, вождей и воинства». В молитвах просили «даровать победу нашей Родине». Таким образом, патриотическая позиция Церкви послужила толчком к диалогу с властью.

Особенно решительный поворот в государственно-церковных отношениях наступил в сентябре 1943 года, чему способствовала также необходимость открытия второго фронта и международные отношения с союзниками, религиозные деятели которых также подталкивали советское правительство к диалогу с церковью. Вслед за встречей Сталина с представителями высшего духовенства последовало издание Постановления Совнаркома СССР «О порядке открытия церквей», восстановление Патриаршества и образование Синода, что стало первым крупным шагом по возрождению Русской Православной церкви в Советском Союзе.

Примером новой модели государственно-церковных отношений в этот период является удовлетворение просьб верующих, в том числе жителей Чкалова, об открытии храмов. Например, в письме заместителя начальника УНКГБ Чкаловской области Козырева в Чкаловский областной комитет партии от 24.01.1944 отмечено: «В г. Чкалове проживает значительное число служителей религиозного культа и активных религиозников православного вероисповедания. В настоящее время, в связи с избранием Патриарха и Синода, значительно активизировалась деятельность церковников, направленная на организацию сборищ-молений, создана инициативная группа по вопросу открытия церкви. Проживающие здесь служители религиозного культа, священники, ходят по домам верующих, совершают разные требы и богослужения, на которых присутствует значительное число верующих. В январе [1944 г.] в г. Чкалове создана инициативная группа для открытия церкви, которая имеет намерение просить органы власти о передаче им Никольской (в Форштадте) церкви, которая в настоящее время используется как хранилище для эвакуированных ленинградских архивов. Необходимо отметить, что верующие обещают произвести ремонт церкви в короткий срок своими силами и средствами. С целью пресечения вражеской деятельности антисоветского элемента из числа церковников и монашествующего элемента, а также для проведения патриотической работы среди религиозников, считаем необходимым открыть в городе Чкалове церковь, представив для этой цели верующим бывшую Никольскую церковь».

В Чкаловской области (по данным на 01.04.1944) из 327 недействующих церквей 90 процентов использовались не по назначению. В 1944-1945 годах в Чкаловской области верующие подали 85 заявлений, легально зарегистрировали 8 церквей, что составило 9,4 процента от общего числа ходатайств.

Великая Отечественная война показала, что складывавшиеся веками национальные и патриотические корни русского православия сильнее предубеждений.

***

В 2017 году в целях возрождения исторического и духовного наследия нашего края силами архивистов Оренбургской области начата работа по подготовке научно-популярной энциклопедии «Православные исторические храмы Оренбуржья», в результате которой будет создана электронная база данных по истории храмов региона.

Издание книжного варианта указанной энциклопедии возможно при наличии средств, в сборе которых- может принять участие каждый житель области. Сбор средств осуществляет Межрегиональная общественная молодёжная казачья организация «Есаул»:

расчётный счёт в валюте РФ № 40703810429250000043 в филиал «Нижегородский» АО «Альфа-Банк»

ИНН 7728168971

ОГРН 1-27700067328

БИК 042202824

Корр. счёт 30101810200000000824 в Волго-Вятское ГУ Банка России.

241 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть