Возим, как хотим

В такси с юристом

Наталья Русинова, фото автора

Кто не сталкивался с неадекватной работой таксистов и с необоснованным и хаотичным повышением их тарифов? Вот в очередной раз зашёл разговор про качество обслуживания.

В одной фирме постоянные проблемы с поиском машины, к тому же часто оказывается, что назначенная машина почему-то отменяется и поиск начинается снова. Нередко путают адреса. И случается порой так, что ждёшь такси в Оренбурге, а водитель ищет тебя в Орске, например. Мельком упомянем про курящих в салоне авто водителей, орущие тюремные напевы, телефонные разговоры тех же водителей во время пути, отсутствие детских фиксирующих устройств, неработающие ремни безопасности. Хотите продолжить список?

Самое веселье происходит с расценками. По каким-то своим соображениям таксисты придумали загадочные повышающие коэффициенты. Якобы тем самым повышая качество работы. И когда пытаешься выяснить у диспетчера причину задирания цены, они сбивчиво объясняют это то пробками, то часами пик, озвучивая некие свои стандарты в цифрах. И вот одно довольно популярное в Оренбурге такси этими самыми коэффициентами жонглирует так виртуозно, что нам пришлось к юристам обратиться.

Что именно происходит? При попытке вызвать машину через мобильное приложение, программа рассчитывает стоимость проезда и сообщает – сколько денег надо будет выложить за услугу. Есть у меня один привычный маршрут: из 24-го микрорайона и до Дома Советов. Как правило, стоит это в том такси от 110 до 120 рублей. Но необъяснимым образом эта цена может вдруг вырасти до 160. И исполнитель заказа объясняет это якобы высоким спросом и он, повышая тариф, тем самым привлекают водителей. Например, вечер вторника (19.35) коэффициент увеличения был 1,2. Скрипя зубами можно было сослаться на час пик и действительно высокий спрос. Но каково же было моё удивление, когда на следующий день в полдень, этот коэффициент вдруг решил вырасти до 1,3…

Кстати, в обсуждение этих проблем в соцсети вклинился было молодой человек, представившийся сотрудником этого такси и попросил конкретики. Ему были продемонстрированы даже скриншоты с экрана телефона. После этого сотрудник испарился и включил режим «дипломатического молчания». Никаких объяснений по поводу того, с каким российским законом согласуются подобные повышения тарифов, он так и не дал.

А теперь ответ нашего юриста. Законно или не законно и что в таких случаях делать?

Яна Юрьева, юрист

Пассажирские перевозки в легковых такси регулируются Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года и называются договором фрахтования.

Сразу нужно понять: сам по себе вызов такси уже является фактом заключением такого договора. Но взаимоотношения тут выстраиваются в зависимости от того, кто является фрахтовщиком, то есть стороной, принявшей на себя обязательства пассажирских перевозок.

В одном случае ею является организация или индивидуальный предприниматель, принимающий водителей по найму, а сами водители лишь действуют от имени и по их поручению.

Но есть немало и таких служб заказа, которые выступают лишь в роли скромных посредников между водителем и пассажиром. Тут сам водитель и является фрахтовщиком со всеми вытекающими, но по правилам он должен быть ещё и индивидуальным предпринимателем, а не обычным дядей, подрабатывающим в свободное от других дел время. Именно с ним напрямик вы и заключаете договор.

Поэтому, вызывая такси, первым делом поинтересуйтесь у диспетчера – является ли их служба фрахтовщиком? Ведь от этого целиком и полностью зависит, кто отвечает за установление прейскуранта тарифов и его соблюдение, обеспечение условий безопасности перевозок и прочее.

Более того, статья 31 вышеназванного закона гласит: фрахтовщик обязан выдать пассажиру квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату.

Подытоживая сказанное, делаем вывод – службы заказа, открещивающиеся от каких-либо обязательств перед пассажиром, не имеют права назначать тарифы! Посредники они и есть – посредники.

А вот почему водители позволяют этим фирмам противозаконно диктовать условия тарификации – остаётся открытым вопросом, думается, не безынтересным для правоохранительных органов.

Так что если служба заказа однозначно сообщила вам: нет, мы не предоставляем услуги пассажирских перевозок, а водитель в свою очередь ссылается на некие «высшие инстанции, диктующие свои расценки» — один из двух бессовестно лжёт.

При возникновении разногласий можете пригрозить обращением в прокуратуру с просьбой о проведении проверки законности предоставления услуг. Главное, выходя из автомобиля, не забудьте потребовать квитанцию, именно в ней должна быть прописана необходимая информация о фрахтователе.

А теперь кратко о том, как пассажиру защитить свои права. Это можно сделать путём попытки мирного урегулирования спора через письменную претензию, направленную фрахтовщику. Или страховой компании, в случае, если речь идет о причинении вреда здоровью в результате аварии на дороге. Претензии рассматриваются в течение тридцати дней. А если вам отказано в удовлетворении требований или они удовлетворены частично, следующей «остановкой» является суд.

Правда следует учесть: тут главное не пропустить так называемый срок исковой давности, исчисляемый годом со дня наступления события, нарушившего ваш душевный комфорт или несправедливо ударившего по кошельку. Попутно пассажир может потребовать в суде возмещение компенсации за причинённый моральный вред, кстати, неограниченный сроком исковой давности.

От редакции

Тема качества обслуживания служб такси будет продолжена в следующих выпусках газеты. Мы подробно расскажем вам об особенностях разных служб такси в Оренбурге. И, может быть, даже сравним качество, цены и комфортность одних с другими.

Уважаемые читатели, напишите и вы нам своё мнение о работе этой категории перевозчиков. Жалуйтесь, хвалите, делитесь впечатлениями.

385 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть