Береста – какая красота!

Марина Сулим, фото автора

Народный промысел – живая нить, связующая нас с нашими предками. В областном центре только по официальным статистическим данным насчитывается более ста ремесленников, а фактически их гораздо больше. Сегодня мы расскажем вам о мастере, который занимается необычным для нашего региона промыслом.

Они знакомят нас с мастерами

Одним из основных достоинств природы Оренбургского края являются бескрайние степи. Ещё с древних времён они приглянулись кочевым народам, которые вместе со своим жизненным укладом оставили потомкам и разнообразные ремёсла. Среди них и изготовление одежды из кожи, шерсти и пуха домашних животных. Оренбургские пуховые платки известны далеко за пределами России.

Однако наш край богат не только степями. Многочисленные реки, озёра и водохранилища дают основу жизни разнообразной растительности. Сосны, ели, дубы, берёзы, клёны, карагачи, тополя, ивы не только выделяют полезный для всех кислород, служат природным экологически безопасным строительным материалом, но и дают простор фантазии для творчества местных художников – живописцев, графиков, прикладников. Прикладное отделение Оренбургского художественного училища, центры дополнительного образования города, где педагоги знакомят детей с разнообразными народными ремёслами нашей страны, дают возможность найти именно то, чем современный подросток мог бы увлечься и в будущем сделал бы своим основным видом деятельности.

Познакомить и научить чему-то новому могут только мастера своего дела. Поиском и пропагандой таких мастеров занимается Региональный центр развития культуры Оренбургской области.

– Одна из главных задач нашего центра – это создание благоприятных условий для общения, взаимного обогащения самобытных мастеров, – рассказала нам методист учреждения Ольга Клыкова.А таких мастеров в нашем крае, по официальным данным, более 4,5 тысяч. В действительности же одарённых людей, увлечённых каким-нибудь видом творчества, намного больше.

На базе ТРЦ «Сокол» была создана площадка, на которой народные умельцы могут обменяться опытом и идеями. Здесь на третьем этаже торгово-развлекательного центра рядом с игровой зоной за стеклянными стенами проводятся выставки и мастер-классы, на которые приглашаются мастера, рукодельницы и просто заинтересованные люди.

На прошедшей неделе своими авторскими разработками и находками поделились сразу три мастера – Наталия Терещук, Татьяна Кузнецова и Наталья Стуколова. Татьяна Кузнецова провела мастер-класс «Поющая глина» по изготовлению птички-свистульки, Наталья Стуколова познакомила со своими приёмами и идеями по созданию куклы.

Нам же удалось побывать на встрече с членом творческого Союза художников России, педагогом дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи Наталией Терещук, которая познакомила оренбургских мастериц с изделиями из бересты, приёмами её заготовки и обработки, а также предложила освоить основные художественные приёмы при изготовлении берестяной броши в виде бабочки.

 

Береста запала мне в душу

Наталия в своё время окончила художественное училище Оренбурга. Среди оренбургских художников Терещук широко известна своими живописными работами, которые выставлялись в разных городах нашей страны. Первая персональная выставка прошла в зрительном зале театра кукол «Пьеро». Работы художницы пользуются спросом. Оренбургский областной музей изобразительных искусств приобрел её берестяное изделие – Козочку.

Наталия пробовала себя в разных народных промыслах, но, когда сама ещё будучи студенткой сплела из берестяных лент первый коробок, поняла: это именно то, чем она хотела бы заниматься.

Берёза пришлась мне по сердцу, – поделилась мастерица. – Она не только красива своим убранством, её кора легка и приятна в работе, берёза ещё обладает лечебными свойствами. Это дерево всё отдаёт человеку – от корней до последнего листочка. А то, что берёза в наших краях встречается не везде, добавляет свою изюминку в творчество – хочется оставить память о ней в виде живописных произведений, а также изделий из её коры.

Мастер поведала своим коллегам много нового и интересного о зелёном символе России и бересте. Заготавливать кору лучше всего в конце весны, когда прекращается сокодвижение в дереве и кора ещё не успевает задубеть. Найти дерево можно даже в областном центре, но Наталия предпочитает заготавливать бересту в сельских районах области, куда выезжает для единения с природой, за поиском вдохновения и новых творческих идей.

Из верхнего слоя березовой коры, прочного и красивого, художница заготавливает материал для плетения. Он хорошо вытягивается, с трудом разрывается, смолится, не промокает, оставаясь в воде и в земле, долго не загнивает. Именно эти свойства бересты использовали наши предки для изготовления обуви, домашней утвари, украшений и даже одежды! Антисептические свойства березы применяли для сохранности пищевых продуктов. Ведь в берестяном бочонке молоко не свёртывается в течении трёх дней при комнатной температуре, а хлеб не плесневеет, оставаясь мягким как минимум неделю!

В Архангельской области рыбаки помещали свой улов в ямы-хранилища, которые выкладывали деревянными плашками и берестой, а в сети и ловушки подвешивали берестяные поплавки и грузила, завёрнутые в берестяные ленты. Бересту использовали для покрытия крыш, полов, стен и как подсобный материал для связывания, обёртывания.

Девушки и женщины пользовались только берестяными гребнями, отчего волосы всегда имели здоровый вид. Берестяные ободки служили не только украшением, но и снимали головную боль. Поэтому берестяными лентами подвязывали свои волосы и мужчины.

Наталья же изготовила себе берестяную кепку, которая защищает её от палящего солнца и нормализует давление.

И сегодня в домах оренбуржцев можно встретить если не берестяные короба, то солонки, хлебницы или шкатулки из бересты, которые современные художники-прикладники сделали настоящими произведениями искусства, дополнив художественной резьбой, тиснением, выжиганием или росписью.

Теоретически – всё просто, практически – очень сложно

Наталия Терещук представила мастерицам свои инструменты, которыми она пользуется при заготовке бересты и последующей работе с ней: нож-косяк для заготовок коры, нож-резак, штихеля, пробойники, надфили. Коллекция собиралась годами, ведь как таковых специальных инструментов и приспособлений для работы с берестой нет, каждый мастер сам выбирает то, чем ему проще и легче работать.

На примере представленных работ художницы состоялось знакомство и с различными способами плетения из берестяных полос, а также тиснением, перфорированием и аппликацией. Чтобы теоретические знания усвоились лучше, мастерицам было предложено попробовать самим изготовить берестяную брошь.

Вроде бы, казалось, ничего сложного нет – по трафарету на куске бересты вырезать силуэт бабочки, прорезать узор, добавить элементы и ву-а-ля – готово! Но на деле оказалось не всё так просто. И переводить рисунок не бересту с первого раза получилось не у всех да и вырезать силуэт резаком оказалось тяжеловато, а уж сделать чистое перфорирование никто не смог. Что ещё раз подтвердило народную пословицу «дело мастера боится» в прямом и переносном смысле.

Тем не менее навыки работы с берестой рукодельницы получили, а вот воспользуются ли они ими в дальнейшем в своих видах прикладного творчества, покажет время. Самое главное – никогда не поздно получить новые знания и познакомиться с новыми интересными людьми. Чего и всем вам желаем на творческой площадке регионального центра развития культуры Оренбуржья!

362 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

comments powered by HyperComments
Поделиться
Отправить
Класснуть